<==

92

III. М И К Р О К О С М



Субстанция в Ведах определяется следующим образом: "Там, где качества и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя" /41, 43 1.1.51, 1.1.15/.

Существует девять основных, первоначальных субстанций. При этом Вайшешика включает в этот список и душу, одновременно сообщая, что она не принадлежит материальному миру: 1. Первоэлементы: Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. 2. Душа.

3. Ум. 4. Время. 5. Пространство. Эти девять компонентов образуют все материальные и нематериальные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространство все наполняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распространенными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Пространство, а так же атомы не ощутимы органами чувств" /42, 8.1.2./.

Все жизненные формы относятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, дающая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, проявление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком каждого живого существа.

Одно из основных качеств души - ее активность - стремление совершать действия. В низших формах жизни это действия на уровне инстинктов, а в высших - как на уровне коры головного мозга, так и на уровне подкорки. "Душа невидима, непостижима и неизменна" /44, 2.25./.

Душа не является субстанцией в материальном смысле этого понятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Господа, а к его пограничной энергии.

.. 1 .. 2 .. 3 ==>